Наша история - PANOMAP | 3D туры для Яндекс карт
PANOMAP | 3D туры для Яндекс карт

Наша история

Рождение идеи

История компании начинается в начале 2014 года, на тот момент одна половина коллег окончила ВУЗы, а вторая осталась в рядах вечных студентов. Имея кое-какой опыт в фотонауке и огромное желание делать свой бизнес было принято решение заняться набирающим тогда обороты направлением 3д туров. Но испугавшись полной самостоятельности решили начать с франшизы "На все 360" тогда популярной и охватившей приличную часть городов России. Открыли ИП, приобрели необходимую технику, кстати, за это отдельное спасибо франшизе, т.к. покупка не подходящего съемочного оборудования, равносильна сперва большим проблемам/надеждам в попытках сделать нормальную панораму, а позже закрытию и вздрагиванию при слове 3д тур.

Начало деятельности

К нашему сожалению на выборе фототехники и базовых советах как снимать 3д туры помощь франшизы заканчивалась, не было нормальной технической поддержки, рекламы, портал https://navse360.ru/o-proekte был не поворотливым, мало информативным и не удобным для клиентов, порой приходилось неделю ждать когда добавят твой 3д тур, а как об этом говорить клиенту даже вспомнить страшно. А еще был псевдоплан и роялти для франшизы, сумма конечно не большая около 5000 руб. в месяц, но тогда когда мы как дети радовались проектам за 10 000 руб. это было существенно. По плану нужно было вести коммерческие и не коммерческие съемки (памятники, парки, природные зоны, муниципальные постройки),  в принципе это подстёгивало и давало так необходимый по тем временам опыт, но терпения и воли хватило ненадолго..

Отказ от франшизы и начало Tenzori

Терпения и накопления необходимого опыта хватило до сентября 2015 года, к слову сказать, тогда мы считали что рынок 3д туров сезонный, весна и лето популярнее в 3 раза чем осень и зима. На самом деле это больше связано с направлением бизнеса, например хорека (кафе/бары) популярнее в холодное время года и им некогда заниматься пиаром, когда клиент сам идет. Для других же, холода -  это давящие сумерки и зимняя серость, теперь мы понимаем что эта проблема легко решается сменой направленности клиентов, а тогда это был чуть ли не приговор к безнадежности. Тем не менее в сентябре команда расширилась до пяти человек, у нас появился молодой web программист-самоучка, это позволило создать первоначальный вид tenzori.com с функционалом похожим на франчайзи "на все 360", но удобнее, с простым управлением, а самое главное хозяевами этого ресурса были мы сами и теперь любой проект можно было быстро передать клиенту!

Виртуальная реальность и квадрокоптер

У нас был свой сайт, но кроме трансляции и описания 3д туров он больше ничего не умел, было начало 2016 года, нужно было как то выделяться на рынке, конкуренты появлялись и схлопывались буквально каждые полгода, появлялись ребята из Челябинска или Екатеринбурга хватали крупного клиента хорошо или не очень выполняли проект и пропадали, позже таких брошенных на произвол судьбы клиентов было сложнее всего убедить к сотрудничеству. Нашей тогдашней фишкой стали 3д туры с использованием VR очков, 70% клиентов не знали что такое 3д тур, а из тех 30% что знали с восторгом и удивлением примеряли очки и смотрели и демонстрировали свои 3д туры в очках виртуальной реальности. Было организовано даже несколько демо стоек где любой желающий мог оценить наши работы в очках VR. На этом нововведения не закончились, к середине марта 2016, мы решили что пора "ввысь". Дроны квадрокоптеры во всю покоряли Европу, а для Перми это было что-то из ряда вон, владельцев коптеров можно было пересчитать по пальцам одной руки - это и подстегивало к покупке. Нам пришлось влезть в долги и  наскрести 120 000 руб. на тогдашний топовый DJI Phantom 3pro. Освоение дрона было не совсем гладким - вообще совет, если вас тянет купить дрон или начать с ним зарабатывать, возьмите для начала проще и дешевле, непередаваемое чувство, когда твои 120 тысяч падают с высоты на землю или пропадают с радара и теряют управление, а еще каждый прохожий считает своим долгом спросить: "Что это?" "Сколько стоит?" "Далеко летает?".

Стартапы и мечты

Ближе к маю 2016 года мы искали дальнейшие пути развития, мы понимали что возможности редакторов для 3д тура крайне ограничены, нагнетал ситуацию повальный отказ от flash технологии большинство современных браузеров. Таким образом все доп. эффекты (анимация, погодные условия, навигационные карты), включая видеоперсонажей и всплывающие подсказки могли перестать работать в ближайшие пол года на более чем половине устройств. Тогда пришла идея создания мобильной платформы, наподобие не безызвестных Google streer view, Round me, Сферика.рф но только быстрее, функциональнее, понятнее и с модульной системой дополнений, чтобы каждый желающий мог разместить там свой 3д тур и управлять им как пожелает. Вскоре проект был описан и к середине мая наша компания приняла участие в нескольких отборочных турах IT акселлераторов.  Первым из них был Московский ФРИИ, было много скептицизма у экспертой группы, даже прозвучала фраза "Зачем вам это нужно? Я знаю создателей "На все 360" у них сейчас далеко не лучшая ситуация", но мы изнутри понимали почему у них такая ситуация к тому же если цель их проекта была сколотить денег, они с этим прекрасно справились, продав много франшиз, некоторые из которых живут до сих пор. В общем отбор ФРИИ мы прошли и были приглашены в столицу,  правда особо полезного оттуда не привезли.

Затем был еще один отбор называемый StartUp Сабантуй на этот раз из Набережно челнинского IT парка. Городской отбор мы опять прошли и съездили на общий междугородний отбор в Набережные Челны. Из 20 команд на акселлерацию могли пройти только 7, у нас получилось, но оставаться в Челнах мы отказались, т.к. накануне поездки познакомились с Пермским союзом операторов связи и начинали активно сотрудничать с пермским министерством связи, компанией Ростелеком и российским союзом тур индустрии.

Был ли это верный выбор, однозначно ответить не можем, потому как опыт акселлерации проектов у нас уже был, иногда до заветных грантов проекты могут мариноваться годами, к тому же некоторые из нас уже обзавелись семьями. 

Терпение и труд всё перетрут

В июле 2016 окончательно вернувшись в Пермь мы начали наращивать партнерскую сеть, пытаясь сдружиться со всеми хоть как то близкими по духу компаниями и муниципалитетами. Тогда успешно было выполнено несколько областных проектов в которых местная власть знакомила нас с бизнесом, а взамен мы участвовали в благотворительных проектах по возраждению исторических мест и памятников архитектуры. Постепенно появилось осознание того, что наши мечты вполне могут стать реальными и без привлечения инвестиций и грантов, тем более пройдя практическим путём мы наломаем меньше дров и приобретём столь ценный опыт.

Первой масштабной работой на отдельно написанных скриптах, но еще не имея чёткой платформы стала научная линия - проект к 80 летию ПГНИУ: https://tenzori.com/tour/40036/tour.html на проработку сюжета и производство ушло более 2 месяцев, отдельные сцены такие как ботанический сад в 3 сезона соответственно снимали (весной, летом и осенью). Спустя пол года подобных проектов будет уже пять.

В 2016 году помимо нарастающей популярности VR очков и игровых приставок с VR шлемами появились доступные камеры 360°, они позволяли снимать круговое видео и панораму мгновенно. С одной стороны это пугало - мы могли потерять значительный рынок, с другой стороны мы надеялись что помимо бизнеса у нас появится направление B2C где любой турист сможети создать свое виртуальное путешествие. Решив проверить всё на себе, осенью 2016 мы приорели камеру Nikon keymission 360 (являясь почитателями техники Nikon), но были разочарованы качеством, только в хорошо освещенных помещениях и днем камера снимала прилично, глубокая обработка не спасала от режущих глаз шумов, мутности и вечно недостаточной цветности, в целом сносно для прототипа 3д тура, но никак не итоговый результат.

Краудфайндинг и тестовый режим работы платформы

К февралю 2017 мы почти подготовили тестовый вариант платформы, тогда же появилась идея проверить её работу в действии, а заодним понять насколько аудитория готова к таким тестам. Был выбран краудфайндинговый сервис: https://planeta.ru/campaigns/tenzori из заявленной суммы набрано больше половины, а следовательно пора было отправляться в путь. В первых числах марта за 4 дня мы проехали больше 2000 км. запечатлели более 26 музеев, на каждый город, а всего их было 16 было выделено не более 2-3 часов и снова дорога. Конечно проект был по сути волонтерским, но мы выполнили условия, за месяц собрали огромное количество панорам, соединили в туры и передали их музеям. Позже, благодаря этой не малой работе у нас появились интересные музейные заказы: https://tenzori.com/tour/40814/tour.html - первая фотореалистичная квест игра "Изба крестьянина", так же мы начали сотрудничать с панорамным партнером Яндекса - компанией Neq4.

К августу 2017 Платформа tenzori.com получила практически весь функционал который имеет в данный момент, это конечно не финальное решение, интерфейс и дизайн дорабатываются. Многие модули имеют открытый код, это здорово для программиста и абсолютно не понятно для рядового пользователя, но уже сейчас с уверенностью можно сказать что наш продукт преодолел проблемы flash и стабильно себя показывает в том числе и в мобильной версии.

Мы начали работать за пределами Пермского края, добравшись аж до Владивостока https://tenzori.com/tour/40597/tour.html В общем то позаимствовав схему работы у партнера Яндекса, давая точные указания фотографам могли вести большую часть проектов удаленно. Правда был один комичный случай, в восточной сибири в городах Чита и Улан-Удэ вообще не оказалось фотографов с подходящим оборудованием, а так как заказ уже был утвержден наш оператор срочно выехал и выполнил работу собственноручно.

Обучающие системы и новые решения

Новой вехой и уровнем задач для нас стал проект с ПАО Лукойл в сентябре 2017 года https://perm.plus.rbc.ru/partners/59db65bd7a8aa962b6138b83 по сути это ролевой тренажер, где пользователь знакомится с рабочим местом в зависимости от своей должностной инструкции, читает регламент работы, рассматривает конфликтные и спорные ситуации, прослушивает правильно составленные диалоги и правила ведения доверенного участка. Затем к обучающим системам был добавлен модуль c тестированием, теперь проекты не только служили обучающим материалом, но и своеобразным экзаменом для обучаемых сотрудников.

В начале 2018 года появилось еще одно направление - цифровой аудит предприятия http://v1336.tenzori.com - его цель максимально наглядно и подробно рассказать про функционал и продукцию предприятия, материал помимо сайта производителя презентуют на конференциях, применяют в переговорах, как наглядную экскурсию для дилеров и клиентов предприятия. 

К середине 2018 года мы добавили еще одну услугу - графическую панораму, по чертежам или эскизам создать не существующее помещение: https://tenzori.com/tour/42033/tour.html ранее еще в 2016 году, мы уже делали подобную услугу, но использовали текстуры черновой отделки, здесь же все создавалось с нуля.

Помимо интерьерного 3D моделирования появился не обычный продукт позволяющий рассмотреть 3д модель с любой стороны и повзаимодействовать с ним: http://3dmodel.tenzori.com/syzg/SYSG.htm - очередной плюс к обучающим системам, а так же возможность создания отдельных удаленных инструкций для продукции или тех. процесса.

2019 и дальше..

 

 

Первый приличный логотип ООО "Тензори"

Очень низкий старт: пересвеченно, никакого выравнивания цвета, завал горизонтов

Первый полет нашего квадрокоптера вблизи офиса март 2016 г.

Пермяки в IT парке Набережные челны

Наша команда